Каким его видят дети и чему им стоит научиться прямо сейчас, чтобы стать успешными и востребованными в будущем
Давайте честно: нам всем предстоит жить в будущем, которое построят для нас наши дети. Те самые, которые сейчас размазывают кашу по столу и забывают записать домашнее задание. Так что именно их мы вместе со школой программирования для детей GeekSchool расспросили о том, каким они представляют себе этот мир. А футуролог Алексей Андреев рассказал нам о том, что о будущем думает современная наука.
Заглянуть
в будущее!
Чтобы не только рассказать, но и наглядно показать, как именно будет выглядеть наша жизнь через 30 лет, мы нарисовали мир будущего в точном соответствии с описаниями представителей молодого поколения. Нажимайте на интерактивные точки и читайте, что именно обещают наши герои.

Вика, семь лет

Все будут жить в прозрачных домах — так в комнатах всегда будет светло! Чтобы одеться — нужно будет подойти к зеркалу и выбрать в телефоне наряд, нажать на кнопку, и кофта с джинсами сразу же появятся на тебе. Нам не нужно будет тратить время на примерку, потому что все будет сохраняться в специальной галерее.

Будущим цифровым кутюрье нельзя будет обойтись без знаний графического дизайна.


Федя, десять лет

В будущем я буду жить и передвигаться в доме на колесах. И туда я помещу всю свою семью: бабушку, собаку, морских свинок, маму, папу, дедушку и всех! В нем мы будем путешествовать по разным странам. В будущем обязательно будут круглые дома и огромные пальмы, на которых будут вкусные плоды и кокосы.

Чтобы стать архитектором будущего, стоит начать с изучения 3D-моделирования.


Тимофей, шесть лет

Мы воскресим животных. Ведь так много видов уже погибло! У нас снова будут динозавры, мамонты, морские коровы, моа!


Настя, 13 лет

Люди построят дома на деревьях или просто на возвышениях — целые деревни и города! Особенно в местах, где часто случаются наводнения и потопы.

А чтобы безопасность была не только на улице, но и в Сети, понадобится знание кибербезопасности.


Федя, десять лет

Наши квартиры будут выглядеть пустыми, но внутри будет все — просто вещи будут компактно спрятаны в разные таблетки, открывающиеся при необходимости. Ты ее кидаешь со всей силой — и из нее вырастает шкаф или кровать.


Илья, десять лет

Будущее — прекрасный мир, который заполнят роботы! Один ученый говорил, что общество преодолеет несколько ступеней развития технологий. На первой стадии научится вырабатывать энергию из абсолютно любого предмета или материи. На второй — будет вырабатывать энергию из самого Солнца! Думаю, человечество придумает космолеты и защиту от внешних угроз — например, метеоритов.


Катя, 13 лет

Будет подводный мир! Мы ведь уже сейчас расширяем нашу планету — строим высоченные дома. У нас есть подводные туннели. Так почему бы не сделать города под водой? Все равно нам в какой-то момент не хватит места — а подводные города будут красивыми и удобными.

Сейчас возможность строить новые миры уже есть в компьютерных играх, так что инженерам будущего очень пригодятся навыки программирования в Майнкрафте.


Амелия, восемь лет

В будущем у всех будут свои летающие машины и я буду на своей летать на работу — изучать динозавров!


Леша, 11 лет

Обязательно изобретут птиц-роботов, которые будут летать и собирать мусор. А еще средство для мгновенного переноса в любую точку мира, например, в виде глобуса. Я буду нажимать в нем на любое место, а этот прибор будет автоматически отправлять меня туда!

Для создания таких птиц очень понадобятся навыки работы с искусственным интеллектом.


Федя, десять лет

В будущем я буду жить и передвигаться в доме на колесах. И туда я помещу всю свою семью: бабушку, собаку, морских свинок, маму, папу, дедушку и всех! В нем мы будем путешествовать по разным странам. В будущем обязательно будут круглые дома и огромные пальмы, на которых будут вкусные плоды и кокосы.

Чтобы стать архитектором будущего, стоит начать с изучения 3D-моделирования.


Тимофей, шесть лет

Мы воскресим животных. Ведь так много видов уже погибло! У нас снова будут динозавры, мамонты, морские коровы, моа!


Илья, десять лет

Будущее — прекрасный мир, который заполнят роботы! Один ученый говорил, что общество преодолеет несколько ступеней развития технологий. На первой стадии научится вырабатывать энергию из абсолютно любого предмета или материи. На второй — будет вырабатывать энергию из самого Солнца! Думаю, человечество придумает космолеты и защиту от внешних угроз — например, метеоритов.


Катя, 13 лет

Будет подводный мир! Мы ведь уже сейчас расширяем нашу планету — строим высоченные дома. У нас есть подводные туннели. Так почему бы не сделать города под водой? Все равно нам в какой-то момент не хватит места — а подводные города будут красивыми и удобными.

Сейчас возможность строить новые миры уже есть в компьютерных играх, так что инженерам будущего очень пригодятся навыки программирования в Майнкрафте.


Федя, десять лет

Наши квартиры будут выглядеть пустыми, но внутри будет все — просто вещи будут компактно спрятаны в разные таблетки, открывающиеся при необходимости. Ты ее кидаешь со всей силой — и из нее вырастает шкаф или кровать.


Вика, семь лет

Все будут жить в прозрачных домах — так в комнатах всегда будет светло! Чтобы одеться — нужно будет подойти к зеркалу и выбрать в телефоне наряд, нажать на кнопку, и кофта с джинсами сразу же появятся на тебе. Нам не нужно будет тратить время на примерку, потому что все будет сохраняться в специальной галерее.

Будущим цифровым кутюрье нельзя будет обойтись без знаний графического дизайна.


Леша, 11 лет

Обязательно изобретут птиц-роботов, которые будут летать и собирать мусор. А еще средство для мгновенного переноса в любую точку мира, например, в виде глобуса. Я буду нажимать в нем на любое место, а этот прибор будет автоматически отправлять меня туда!

Для создания таких птиц очень понадобятся навыки работы с искусственным интеллектом.


Амелия, восемь лет

В будущем у всех будут свои летающие машины и я буду на своей летать на работу — изучать динозавров!


Настя, 13 лет

Люди построят дома на деревьях или просто на возвышениях — целые деревни и города! Особенно в местах, где часто случаются наводнения и потопы.

А чтобы безопасность была не только на улице, но и в Сети, понадобится знание кибербезопасности.

А в это время родители думают о том, как подготовить детей к этому прекрасному будущему…
Насколько это поможет детям в будущем, подскажет эксперт!
Ирина, тим-лидер в IT-сфере и мама Кости (17 лет) и Дианы (десять лет)
Алексей, учитель физики, папа Даниила (шесть лет) 
Светлана, продуктовый маркетолог GeekSchool
Алина, сценаристка, мама Леи (десять лет) и Саши (17 лет)
Лена, главный редактор сервиса PsyPsy, мама Амелии (восемь лет)
Нина, преподаватель курса по программированию на Python в GeekSchool
Ольга, семейный врач, мама Габриелы (15 лет) 
Искусственный интеллект потребует от нас умения точно формулировать запрос. Для этого необходимы логика, понимание процессов и структурное мышление.
Возможно, искусственный интеллект научится многому — но он не научится изобретать новое и не сможет заменить ученых! Люди будущего не остановятся на одной профессии, детям надо будет постоянно менять сферы деятельности.
Жизнь похожа на серфинг, и, если ты видишь большую волну, — нужно учиться по ней скользить, а не идти против нее. Мне кажется, именно адаптивность позволяет видеть возможности вокруг и не упускать их.
Как фотография не погубила живопись, так искусственный интеллект не заменит художников, поэтов и психологов. Навыки программирования перестанут быть отдельной профессией, а станут такими же незаменимыми, как умение печатать.
Экономика смыслов: наши дети должны научиться чувствовать потребности людей своего времени и создавать с нуля абсолютно новые бизнесы, продукты и услуги.
Чтобы создавать новое и легко менять направление деятельности, будет необходимо постоянно развиваться. А чтобы продвигать изобретения и работать с ними, нужно будет много общаться.
В будущем точно останутся базовые направления: здоровье, безопасность, образование, — однако границы мира станут более открытыми, поэтому детям необходимо развивать толерантность и учить английский.
Алексей Андреев 
Журналист, писатель, специалист по технологическому маркетингу, преподаватель футурологии в РАНХиГС. Автор книги «Сядьте на пол: руководство по дзену для родителей».
В 90-х стало модно все, что связано с рынком, — так мы получили множество экономистов и дефицит инженеров и конструкторов. У нас в стране развивалась сфера услуг, но так и не появилось отечественных смартфонов, компьютеров и хороших автомобилей. Нет смысла направлять ребенка в те сферы, что популярны сегодня: наши дети будут работать совсем не там. Это нормально, ведь новые профессии являются ответом на новые вызовы, а они по большей части непредсказуемы.
Один из главных трюков цифрового мира — подмена реального опыта. Когда человек вместо самостоятельной игры в футбол смотрит трансляцию на смартфоне, его мышцы не работают. Но мозг получает сигналы возбуждения и награды, сходные с участием в реальной игре. На том же фальшивом дофамине работает и залипание в сериалы, компьютерные игры, ленту новостей. Для любого созидания нужны профессионалы, которые умеют долго и сосредоточенно заниматься одним делом! И именно эти способности к длительной концентрации на одной задаче особенно необходимо развивать у современных детей.
Все успешные стартапы, которые я знаю, создавались не одиночками, а группами из двух-пяти человек. Один отвечает за технологию, другой — за продажи, третий — за коммуникации и так далее. Так Аркадий Волож и Илья Сегалович создавали «Яндекс», а братья Павел и Николай Дуровы — «Вконтакте». Именно объединение людей с разными способностями поднимает такие проекты над толпой одиночек. Значит, нужны такие образовательные среды, где детей учат объединяться вокруг общего дела, работать над совместным проектом, а не просто получать личные зачеты.
Роботы и искусственный интеллект в ближайшем будущем не избавят человечество от необходимости работать. Желтые СМИ, игровое кино, рекламные картинки может штамповать и робот. Но и то лишь потому, что людьми уже созданы огромные базы текстов и рисунков, на которых он учится. Однако множество задач реального мира никуда не пропадут. Многие офлайновые профессии даже станут более востребованы в мире, где вокруг тысячи креаторов, но никто не может починить обычную розетку. Поэтому люди, которые умеют производить что-то конкретное, никогда не останутся без работы.
Лучшее, что могут сделать родители, — заметить и поддержать увлечения ребенка. Мой младший сын был стеснительным парнем, но, когда ему купили трюковой самокат, он очень преобразился, завел большую компанию друзей и отлично изучил город. Ребенку нужен поддерживающий коллектив: секция, кружок, летний лагерь. Мы с дочкой много гуляли по Дворцу пионеров и смотрели, что другие дети делают на радиоэлектронике, на ракетостроении, на биологическом кружке. Кстати, Дворец пионеров — единственное в Москве место, где мы нашли кружок кройки и шитья! Интересно, откуда тогда у нас возьмутся новые модельеры?
Индийский духовный лидер Ошо говорил о пяти искусствах, которым надо учить детей. Пятое — «искусство смерти», то есть умение работать с собственными страхами и внешними угрозами. И это, пожалуй, самое необходимое из умений будущего. Мы сейчас находимся в состоянии «распада Вавилонской башни» — уже ясно, что завтрашний мир не будет уютной теплицей стерильных цифровых сервисов. В этом распаде есть свои плюсы, потому что монокультура убивает разнообразие и прогресс. Однако нужно научить детей выживать в том непредсказуемом мире, который придет на смену монокультуре. Уметь спорить, решать конфликты, отстаивать свое мнение и бороться.
Выбирать
перспективное,
РАБОТАТЬ НАД
Развивать
нецифровые
ПОДДЕРЖИВАТЬ
ГОТОВИТЬ
а не модное

КОНЦЕНТРАЦИЕЙ
ВНИМАНИЯ
УЧИТЬ РАБОТАТЬ
В КОМАНДЕ
умения
РАЗНООБРАЗНЫЕ
ИНТЕРЕСЫ
К НЕИЗВЕСТНОСТИ
Будущее действительно сложно предсказать. Но мы точно знаем, что многие вещи становятся цифровыми — а это значит, что детям предстоит с ними работать. Готовиться к этому и получать все необходимые навыки, которые пригодятся в будущем, можно уже сейчас в GeekSchool!
В этой онлайн-школе для детей от восьми до 17 лет ученикам предлагают три направления: «Программирование», «Цифровое творчество» и «Разработка игр». В каждом из них несколько разных модулей, но при этом все программы гибкие: если в какой-то момент ученик поймет, что хочет попробовать себя в другой сфере, то легко может поменять программу. Здесь дети создают свои проекты, участвуют в викторинах, командных соревнованиях, тестированиях, физкультминутках, разминках, дискуссиях. Но главное — осваивают сферу, которая уже сейчас интегрирована почти во все профессии! На первый урок можно прийти бесплатно — преподаватель поговорит с учеником и подскажет, в каком направлении ему стоит двигаться.
Креативный директор: Катерина Бондарчук
Шеф-редактор: Алина Фаркаш
Старший редактор: Елена Прохорова
Менеджер: Светлана Хасбулатова
Иллюстратор: Юлия Малых
Дизайн и верстка: Алиса Резоухова
Реклама. Рекламодатель: ООО «ГикБреинс», ИНН 7 726 381 870, gb.ru, erid:LjN8K7p4i